М. М. СТАСЮЛЕВИЧ. История средних веков. От Карла Великого до Крестовых походов. Страница 45

Законодатель идет далее: он считает себя ответственным за поведение отдельных лиц и оправдывается, говоря, что он не имеет к тому сил:

«Необходимо,- говорит он,- чтобы каждый сам старался хорошо вести себя, по своему разуму и средствам, служа Богу и идя указанными им стезями; потому что государь император не может усмотреть за каждым в отдельности с должным вниманием и удержать каждого в пределах закона» (сарй. ап. 802, § 3).

Не чистая ли это мораль? Подобного рода расположения не встречаются ни в законах обществ рождающихся, ни в кодексах развитых наций. Ни в законе салическом, ни в современном законодательстве мы не найдем ничего подобного: они не обращаются к свободе человека с советами; в них заключаются или запрещения, или предписания. Но при переходе от первобытного варварства к цивилизации законодательство принимает иной характер; в нем мы встречаем мораль, которая в течение известной эпохи делается предметом законодательства. Искусные законодатели, основатели или реформаторы общества, понимают всю силу, какую может иметь над людьми идея долга; инстинкт гения предваряет их, что без помощи этой идеи, без добровольного содействия человеческой воли, общество не может ни поддерживаться, ни развиваться спокойно; вот потому они заботятся провести эту идею в духе человека всеми путями, и таким образом в их руках законодательство является чем-то вроде проповеди, средством назидания. История всех народов - греков, евреев и других - подтверждает справедливость того: везде, между эпохой первобытного законодательства, которое является чисто уголовным, запретительным, назначенным подавлять злоупотребление силы, и эпохой юридического законодательства, которое уже имеет доверие к нравственности, рассудку неделимых, и потому относит чистую мораль к области свободы, везде, между такими двумя эпохами встречается переходная эпоха, когда мораль делают предметом законодательства, когда законодательство берет на себя предписание и обучение нравственности. Общество франко-галльское было именно в таком состоянии, когда им управлял Карл Великий, и в этом-то заключается одна из причин тесной его связи с церковью, единственной силой, способной в то время нази- дать и обучать нравственному.

 
<< Первая < Предыдущая 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Следующая > Последняя >>

Страница 45 из 130