М. М. СТАСЮЛЕВИЧ. История средних веков. От Карла Великого до Крестовых походов. Страница 35

Что касается до центрального правительства, то, помимо личности Карла и его ближайших советников, составлявших собственно правительство, в нем занимали весьма важное место народные собрания, если судить по наружным его атрибутам и уверениям почти всех новейших историков. При Карле Великом народные собрания были действительно часты и обнаруживали большую деятельность. От 770 до 813 г., в течение 43 лет, они были собираемы 35 раз. Но что происходило в их среде, каково было их политическое значение? Это весьма важные вопросы.

Для разрешения их мы имеем весьма любопытный памятник: один из современников и советников Карла, его двоюродный брат Адельгард, аббат в Корби (близ Амьена), написал целый трактат под заглавием De ordine Palarii (то есть «О порядке двора»), назначенный для ознакомления с центром администрации Карла Великого и в особенности с народными собраниями. Этот трактат в оригинале потерян; но в конце IX в. (в 882 г.) Гинкмар, архиепископ Реймсский, сделал из него огромную выписку, почти в целости, в одном письме или рукописной инструкции, по требованию нескольких вельмож, которые просили у него совета для назидания Карломана, одного из сыновей Людовика Заики. Без сомнения, ни один документ не может внушать большего доверия; вот что сказано там:

«В обычае того времени было делать каждый год по два собрания..; и в том, и в другом, чтобы не показалось кому, что собрание сделано без причины1, подвергались на обсуждение и рассмотрение знатных по повелению короля параграфы закона, называемые capitula; король составлял их сам или по внушению Бога, или по необходимости, которая обнаруживалась в промежутке двух собраний».

Итак, предложение капитулярий, или, говоря новейшим языком, инициатива закона принадлежала императору. При Карле это и не могло быть иначе: инициатива, естественно, должна находиться в руках того, кто хочет приводить в порядок, преобразовывать, и именно один Карл имел такие намерения. Впрочем, я уверен, что и члены собрания могли делать со своей стороны всякого рода предложения, какие могли им казаться необходимыми; недоверие и конституционные проделки нашего времени, без сомнения, не были известны Карлу Великому как слишком уверенному в своем могуществе, чтобы опасаться свободы прений; в этих собраниях он видел более административное средство, нежели ограничение своей власти. Но возвратимся к тексту Гинкмара.

 
<< Первая < Предыдущая 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая > Последняя >>

Страница 35 из 130