Разновидность камня

fondlyasamocvetov2_7515185Слово «камень» пришло к нам от далеких предков. На одном из древнейших языков мира — санскрите — слово «камень» (или «благородный камень») звучит как «упала», близко к «опал». Предполагается, что от него произошло название минерала — опал (Р. С. Митчелл). Спустя тысячелетия позднелатинское «минера», повторяющее кельтское, означало руда (или камень), дающий металл. Позднее от «минера» образовался термин «минерал».

Первоначально все твердые минеральные образования на­певались камнями, в отличие от рыхлых — земель. И сейчас и быту широко используются эти понятия: обломок породы или кристалла, желвак кремня мы называем камнем, а почву — землей. В геологии определением «землистые» характеризуют рыхлые, в частности дезинтегрированные гидротермально пе­реработанные породы. Художники называют землями цветные минеральные образования (железистые охры, глауконит и др.), используемые как пигментирующие вещества в натуральных минеральных красках.

«Камень,— по определению В. Шумана, — это всякая твердая вековая составная часть земной коры в виде сплошной массы или отдельных кусков. Ювелир понимает под этим словом драгоценные камни, строитель — материалы, с помощью которых мостят улицы и возводят дома».

Предметом исследований автора явились камни, украша­ющие нашу жизнь, которые получили названия самоцветы и цветные камни. Это разнообразные по составу минералы и горные породы, обладающие естественной декоративностью (красивой окраской или рисунком, прозрачностью, ярким блеском, световой игрой или другими, нередко сочетающимися свойствами) и кроме того поддающиеся определенной меха­нической обработке (резке, огранке, шлифованию, полирова­нию). В зависимости от характера применения требования к камню различны.

Спектр использования цветного камня обширен и многооб­разен: вставки в кольца, броши, браслеты, кулоны, геммы, различные камнерезные изделия — от целиковых (без оправы) браслетов, колец, кулонов до ваз, шкатулок, пепельниц, письменных приборов и мелкой настольной скульптуры, а так­же осветительная арматура, природные картины — рисунчатые, пейзажные камни, различного рода мозаика, «насыпные» картины, декоративно-облицовочная плитка для оформления интерьеров и художественные краски.

В современном ювелирном и камнерезном производстве используется около ста видов цветных камней. В соответствии с характером использования они разделяются на ювелирные,

В отдельных случаях применение камня не ограничивается рамками одной и даже двух названных групп. Однако это не правило, а исключение. Наиболее обособлена группа ограночных (ювелирных) камней. Группы ювелирно-поделочных и поделочных, поделочных и декоративно-облицовочных камней не имеют столь резких границ. Примерами использования одного и того же камня как ювелирно-поделочного, служат родонит, малахит, лазурит, нефрит и др. Так, из родонита делают неганки к ювелирные или так называемые ювелирно-галанкреппые изделия, кольца, серьги, броши и т. п., различные поделки вазы, пепельницы, письменные приборы; родонитом облицованы колонны станции метро Маяковская в Москве. Малахитовый зал Зимнего дворца в Ленинграде может служить наглядной иллюстрацией использования ювелирно-поделочного камня в качестве декоративно-облицовочного. Для оформления интерьеров обычно используют поделочные камни, обладающие крупной блочностью.

Иногда поделочные и декоративно-облицовочные камни (их малогабаритные мелкорисунчатые разновидности) находят при­менение также в ювелирно-галантерейном производстве, на­пример, яшма, кальцитовый оникс, амазонитовый гранит, змеевик и др.

А. Е. Ферсман ввел в специальную литературу термин «самоцвет». Уральские мастера называли самоцветами не только минералы — ограночные (ювелирные) камни (в со­временном понимании), но и некоторые ювелирно-поделочные и поделочные камни, представляющие собой минеральные агрегаты: малахит, лазурит, родонит (орлец), переливт, пестроцветные яшмы и др. А. Е. Ферсман относил их к поделочным камням. Вероятно, более правильно называть самоцветами минералы, встречающиеся в природе как в виде индивиду­ализированных кристаллов, так и в агрегатной форме, которые по декоративным качествам соответствуют исторически уста­новившимся канонам, определяющим их использование в юве­лирных изделиях. К самоцветам относятся также жемчуг, кораллы и янтарь, являющиеся органогенными образованиями. По современным классификациям это ювелирные и ювелирно-поделочные камни.

В эти классификации не входит ювелирно-поделочный материал, не относящийся к минеральным образованиям,— ископаемая кость (в том числе бивни мамонта) — прекрасное сырье для ювелирных и разного рода других изделий (фигурок, ларцов, ножей для бумаги и др.), которое широко используется и резчиками по камню и промышленностью.

Нередко ювелирные камни в соответствии с их стоимостью разделяют на драгоценные и полудрагоценные, что неверно, гак как представление о ценности многих камней на протяже­нии человеческой истории неоднократно менялось и значитель­но. Например, сердолик в IV в. н. э. занимал пятое место в ряду самых дорогих камней и металлов: алмаз, жемчуг, изумруд, опал, сердолик, красные карбункулы (шпинель, рубин, гранат), золото, серебро, сапфир и топаз. Сапфир—предпос­ледний в ряду и следует за серебром. В наше время синий сапфир относится к наиболее дорогим ювелирным камням наряду с алмазом, изумрудом, рубином и александритом.



[1]Украшения с камнем в оправе из мельхиора или другого недрагоценного сплава.